В Пролейке хочется жить

История, подтверждающая простую истину, когда "мелкие радости куда важнее крупных"

Горная Пролейка – это место, где я родилась, где живут мои родители. Здесь прошло моё детство, я училась, взрослела. Здесь мой дом. Здесь моя сила.
С первого взгляда может показаться, что Пролейка – эта одна сплошная степь. Степь и овраги. Молодёжь уезжает, работать негде, перспектив нет. Но постойте. В селе есть и свои прелести жизни.

ИЗ ИСТОРИИ

Село Горная Пролейка основано в середине 18 века. По указу Анны Иоанновны, для защиты от набегов кочевых племён, её заселили волжские казаки. С 1742 года численность населения значительно возросла за счёт пленников и прибывающих из губернии крестьян.

Войско в этих местах существовало только до прихода на Волгу Емельяна Пугачёва. За участие в бунтах большая часть казаков была отправлена в ссылку в Сибирь, другие же перешли в Астраханское войско. Все земли казаков отданы крестьянам.


Интересна этимология происхождения названия села. Существуют два разных мнения. Учёные считают, что название речки «Пролейка» происходит от термина «лей», что во многих языках переводится как вода, водное пространство, овраг. Если же добавить окончание «-ка», то смысл будет: лить, протекать. Но у местных жителей есть своя легенда, которая передаётся из поколения в поколение. Они считают, что название села произошло из-за потоков крови, которая текла в реку во время Пугачёвского восстания, отчего река была красной.

В КУРАНДИНО
О жизни села как никто другой знают всё местные старожилы. Поэтому я отправляюсь в Курандино – нижнюю часть села (всё село разделено условно на три части: Курандино, Московщина, Гора).
По пути встречаю глубокие овраги, заросшие сухостоем, развалины мельниц и бывшего холодильника, остановку. Напротив ещё одного оврага – большое кладбище, рядом с которым пасутся несколько лошадей.

Домик Марьи Ефимовны – типичный образ всех избушек жителей Курандино. Высокое крыльцо, маленькие деревянные окна. В коридоре пахнет тыквенной кашей. Марья Ефимовна встретила меня неохотно, посмотрела исподлобья. К незнакомым людям здесь относятся неприветливо. Но потом привыкла ко мне, и даже разрешила посмотреть все комнаты дома.


Комнаты маленькие, светлые, чистые и уютные. В горнице стоит железная кровать с кружевными подушками, телевизор, зеркало, в углу – полочка с иконами и свечкой. На стене висит красный ковёр как главный атрибут всего дома, а на нём – портреты родных и близких Марьи Ефимовны – мужа, родителей, детей. Из кухни слышится треск дров в печке.

В семье Марья Ефимовна была младшей. Когда отец и старший брат ушли на фронт, ей было 4. Они остались вчетвером: мать, брат и она с сестрой.

– Как только подросла, стала таскать дрова с балки, огород вёдрами поливала. Есть было нечего. Спасались чем? Ловили рыбу в речке, за лесными яблоками ходили, варили компот и пекли пироги, молоко своё было. Жёлуди собирали. Мама чистила и в печь их, чтоб подсохли. Потом толкли их, оладушки жарили. Один раз мы кашу с девчатами варили с тыквы, бзнюки и фасоли. Вкусно было! Сейчас уж так и не получается (смеётся).

В 16 лет Марья Ефимовна уже работала на ферме учётчиком по молоку. В 17 – научилась водить трактор. Работала день и ночь, чтобы прокормить семью.


ЦЕРКОВЬ ИОАННА БОГОСЛОВА
Точная дата постройки церкви не известна, но в 1796 году была совершена первая запись в метрической церкви во имя Иоанна Богослова. А в 1821 году на средства прихожан была основана новая Иоанно-Богословская церковь.

В книге В. Серебряной «Культовое зодчество Волгоградской области» дано подробное её описание: «За основу композиции церкви взято сочетание купола на 4 столбах. По ширине алтарь равен центральному нефу. Портики на северных и южных фасадах сдвинуты к алтарю. Они состоят из 4-х тосканских полуколонн и завершаются треугольными фронтонами. В 1894 году церковь побелили, над окнами появились килевидные наличники. Пространство едино и одновременно делится столбами на 9 ячеек. Иконостас исправлен в 1867 году. Украшением служат красивые кованые решётки на окнах».
Марья Ефимовна вспоминает:

– Церковь была небольшая, но славилась во всей губернии. Мама ходила туда таскать кирпичи. В декабре 1929 года она была закрыта, по указу местной власти. Купол и колокольню сняли, удалили алтарь. Церковь превратили в склад. Засыпали зерном. Хотели восстановить, а так и не сделали ничего. Администрация не занялась этим вопросом, да и жители не проявили инициативу.

В этот момент я поняла, что уморила бабушку своими вопросами. У Марьи Ефимовны на сегодня ещё много дел: обед приготовить, в огороде повозиться, носки связать и с другими бабушками на лавочке поговорить. Последний мой вопрос был:

Марья Ефимовна, а Вам когда-нибудь хотелось уехать с Пролейки жить в город или в другое село?

На что бабушка ответила быстро и увуренно:
Нет, никогда. Здесь родители похоронены, дом наш, который мы сами с мужем строили. Тихо здесь, спокойно.

ЗНАКОМСТВО С СЕМЬЁЙ КУДАРЬ
У Жанны и Александра Кударь двое детей. Старшая дочь учится в университете, младшая поступила в медицинский колледж. В браке больше 20 лет, вместе ведут хозяйство и воспитывают детей. Жанна – социальный работник. Каждый день, кроме субботы и воскресенья, она ходит к престарелым. Моет полы, приносит воду и приносит продукты, измеряет давление и просто – разговаривает.

–Зарплата небольшая, но нам хватает. Главное, есть чем заняться. Многие сажают бахчи: арбузы и дыни. Мы держим скотину, ухаживаем. Мясо своё, молоко, яйцо. Муж подрабатывает сезонно, помогает крупному фермеру в обработке земли и ремонте техники. Это наш основной доход. Есть, конечно, и свои трудности в домашнем хозяйстве. Зерно стоит дорого. Слава Богу, сено заготавливаем сами. Если животные заболеют, приходится покупать дорогие лекарства, чтобы вылечить.

– Конечно, в сельской жизни есть много минусов. У многих нет постоянной работы, нет газа, приходится топить печку дровами и углём, летом вода идёт с перебоями. Нет лекарств и медицинского работника. Ближайшая аптека и больница в 50-ти километров от нас. Единственное место отдыха в селе – это местный парк и Дом Культуры, где проходят основные праздники села. Детский садик разрушили в 2000 году, администрация обещала восстановить его. Восстанавливают до сих пор…

Хотели бы уехать в город, где есть хоть какие-то перспективы?

–Мысли о переезде в город не было никогда. Городская суета, гул, выхлопные газы – это не для нас. Но детям, конечно, лучше в городе, чтобы получить образование и найти работу.
В селе тишина, спокойствие, свежий воздух, свой огород, рядом Волга. На майские праздники часто выбираемся на природу. Люди здесь добрые, общительные. Все друг друга знают, стараются помочь друг другу. В Пролейке хочется жить.

МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Здесь и правда хорошо. И люди здесь особенные. На Рождество приходят друг к другу каледовать, как будто к близким родственникам, Новый Год встречают семьями. Осенью отмечают день села, поют песни, жарят шашлыки все вместе и готовят квашеную капусту. 9 мая – день, когда все они объединяются, чтобы приготовить концертную программу и привести в порядок братскую могилу. Здесь ты ощущаешь, что жизнь – это секунда. И что жизнь надо созерцать.

Зимой дымок с каждой печки, дети на санках, смех, снежки.. Весной коровы на лугу, лошади, запах костра…Кажется, такое ни на что не променяешь.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website